
Историки Александр Колпакиди и Дмитрий Суржик рассматривают Великую Отечественную войну в целом, а не пропагандистские мифы. В июне 1941-го на Советский Союз напала не одна только гитлеровская Германия, а коалиция европейских стран, объединённых общей идеологией и человеконенавистнической практикой. Помимо армий и воинских формирований государств на стороне Германии воевали сотни тысяч добровольцев. Несмотря на тяжёлые потери в начальный период войны (июнь 1941 – ноябрь 1942), Красной Армии удалось выстоять, и уже к августу – началу сентября немецкий «блицкриг» был сорван, что означало начало пути к поражению вермахта. Второй период войны начался с контрнаступления под Сталинградом, был ознаменован коренным переломом в войне. С января 1944-го начался завершающий период войны, от нацизма и фашизма Красной армией были освобождены народы десятка европейских стран. Одолеть вторгшиеся с Запада в Советский Союз немецко-фашистские орды было бы невозможно без дружбы народов СССР, которую враги всячески стремились разрушить. Численность национальных полков и дивизий в составе Красной Армии на отдельных этапах доходила до полумиллиона человек. Попытки вовлечения широких слоёв населения УССР в коллаборационистские формирования на оккупированных нацистами территориях в целом провалились.

18 и 20 мая президент Украины Порошенко отметился двумя речами на тему советских политических репрессий, отличающимися вопиющей исторической безграмотностью. Вопреки утверждениям Порошенко и его спичрайтеров, масштабы «Большого террора» на Украине в 1937-38 гг. достаточно обстоятельно изучены как местными, так российскими и западными исследователями. Недоразвитость и незнание истории продемонстрировал также премьер-министр Гройсман, возвестивший о погибших только в ходе выселения 1944 года 8 тысячах крымских татар (в реальности – 191 человек). Такие де пропагандистские «песни и пляски» – вокруг смертности в местах расселения представителей депортированных народов Крыма в Средней Азии. Между тем, за всё время, пока Крым находился в составе Украины, власти этой страны не удосужились реабилитировать крымских татар, используя их в качестве инструмента дестабилизации ситуации на полуострове. Порошенко, Гройсмана и им подобным важно шокировать общественность страшной цифрой, будь она хоть трижды взята с потолка. Как и деятельность «украинского института национальной памяти», спекуляции на трагедии советских репрессий направлены на подрыв стабильности в российском Крыму, однако они вряд ли будут иметь успех.

Следствием ведущихся киевским режимом «войн памяти» на современной Украине стал усугубляющийся и чреватый шизофренией трагический разлом общественного сознания. Между тем народу Украины есть чем гордиться, так как его роль в Великой Отечественной войне можно назвать выдающейся. Судьба Украины в случае победы нацистов была бы незавидной, включая расчленение территории, уничтожение и высылку миллионов граждан. Более 6 миллионов выходцев из Советской Украины служило в Красной Армии, дав значительное количество представителей высшего и среднего командного состава, командиров партизанских соединений и разведчиков. Историк Александр Колпакиди рассказывает о подвигах некоторых из них, в том числе абсолютно неизвестных. Интересно, что многие выходцы из Галиции, осознав пагубность петлюровской и бандеровской идеологии, пошли на службу, в частности, в Красную Армию и разведку.

Историк Александр Колпакиди рассказывает об истории Советской Украины 1920-х годов. В результате победы большевиков и сторонников власти Советов в Гражданской войне Украина получила всё то, о чём только могли мечтать украинские националисты. Так называемая украинизация 1920-х годов, являющаяся предметом противоречивых оценок, в реальности имела под собой отнюдь не только субъективные основания. Местные селяне, интеллигенция и достаточно широкие общественные круги имели объективную потребность в национальном развитии. Процесс стимулировал развитие национальной культуры, появление плеяды писателей, поэтов, художников, композиторов, строительство школ и открытые высших учебных заведений. Оборотной стороной была деятельность эмигрантских кругов, привнесение в украинский язык «галицизмов», перекосы в кадровой политике, что дало о себе знать в ходе Великой Отечественной войны. Отрицание советского, наиболее успешного, периода истории Украины преследует сугубо политические цели.


Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Артамонов – о бандеровской тактике террора, аналоги которой трудно найти в анналах мировой истории. В разгроме бандеровских гнёзд на Галичине принимали участие как партизаны, так и истребительные отряды и регулярные части Красной Армии. Несмотря на первоначальное сильное сопротивление, к концу 1944 - 1945 годам боевой дух у украинских националистов начал падать, и они предпочитали уже сдаваться, а не сопротивляться. Впоследствии многие пособники националистов были переселены в восточные районы СССР, где в основном интегрировались в местную среду. Современное возрождение бандеровщины привело к формированию на юго-западных границах России радикально националистического образования.

Историк спецслужб Александр Колпакиди – о современном этапе развития украинского национализма, берущего начало в начале 1990-х годов, со сменой, по инициативе кругов диаспоры, школьных учебников. Это привело к кардинальному изменению сознания молодых людей, воюющих сегодня на Донбассе и выкрикивающих фашистские лозунги. Между тем, лживый и русофобский характер постсоветской концепции украинской истории виден невооружённым глазом. Особенно абсурдны заявления об украинцах как об оккупированном народе», в контексте их выдающейся роли в политико-правовой, экономической, культурной истории России и СССР. Например, количество изданий на украинском языке в советское время было выше, чем сейчас. Между тем, сегодняшняя бандеризация в корне противоречит как национальному характеру, так пройденному украинским народом историческому пути.

Сергей Баранов – о неоднозначных вопросах политико-правового преемства украинской государственности. Нынешняя Украина не является прямым наследником Советской Украины, достигшей немалых успехов. Небольшая территория украинской этничности Центральной Украины расширилась в два с лишним раза, включив Новороссию, Донбасс, который никогда не входил в состав Украины, территории Слобожанщины-Сиверщины. Отдельно от России украинское государство не существует, несмотря на все усилия. Главный инвестор на Украине – это Россия… Российские банки поддерживают на плаву финансовую систему Украины. Формировать украинскую нацию по образцу европейских наций невозможно.